Оценка эффективности налоговых льгот муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района за 2022 год

20.09.2023

В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района от 26.12.2019г. № 221 «Об утверждении Порядка формирования перечня и оценки налоговых расходов муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района» (далее Порядок),  администрация  муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района провела оценку эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) за 2022 год: выпадающие доходы бюджетов муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района, льготы по местным налогам (земельный налог).

Решением Собрания депутатов муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района от 30.09.2021 № 40-161 «Об утверждении Положения об установлении земельного налога на территории муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района» (в редакции от 30.09.2022г. № 56-215) за 2022 год дополнительно освобождены от уплаты земельного налога следующие категории налогоплательщиков:

1) физические лица, являющиеся членами многодетной семьи, признанной таковой в соответствии с Законом Тульской области от 04.12.2008 N 1154-ЗТО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области";

2) учреждения культуры, кинематографии, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, детские оздоровительные учреждения, финансируемые за счет средств местного бюджета;

3) органы местного самоуправления;

4) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

5) инвалиды, имеющие третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, также лица, которые имеют 1 и 2 группы инвалидности;

6) инвалиды с детства;

7) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны - инвалиды боевых действий;

8) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

            Для проведения оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района использовались данные о категориях налогоплательщиков, о суммах выпадающих доходов и количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами, представленные УФНС России по Тульской области.

            В соответствии с Порядком сформирован реестр налоговых расходов

муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района, действовавших в 2022 году. В зависимости от целевой категории определены основные виды налоговых расходов: социальные и технические.

            В 2022 году сумма представленных налоговых льгот по земельному налогу составила 1082,0 тыс. руб.:

            земельный налог с организаций – 800,0 тыс. рублей;

            земельный налог с физических лиц – 282,0 тыс.рублей.

             В 2022 году поступил земельный налог в сумме 5 649,63012 тыс. рублей, в том числе:

земельный налог с организаций – 956,87322 тыс. рублей;

земельный налог с физических лиц – 4 692,75690 тыс. рублей.

            Удельный вес налоговых расходов бюджета муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района от предоставления льгот в общем объеме земельного налога за 2022 год составил 19,15%, в объеме налоговых доходов, поступивших в 2022 году 16,82% от предоставления льгот.

 

Отчет о результатах оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района за 2022 год

            (тыс.рублей)

Показатель

2021год

2022год

Земельный налог, исполнение

6167,42580

5 649,63012

Сумма льгот (данные Межрайонной ИФНС России по Тульской области)

1 083,00000

1 082,00000

Удельный вес потерь бюджета от предоставления льгот в объеме земельного налога %

17,56

19,15

Налоговые доходы, исполнение

6303,06157

6 431,09100

Удельный вес потерь бюджета от предоставления льгот в объеме налоговых доходов (%)

17,18

16,82

 

            Основной объем налоговых расходов в 2022 году представлены налоговыми льготами по земельному налогу бюджетных, казенных организаций образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, органов местного самоуправления в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций финансируемых за счет средств местного бюджета. Целью применения данного налогового расхода является оптимизация встречных бюджетных финансовых потоков, что позволяет снизить бюджетные расходы на финансирование организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, управления и способствует высвобождению финансовых ресурсов для достижения целей социально-экономической политики по развитию района в целом.

В 2022году налоговой льготой воспользовались 3 организаций – это 100% от общего количества учреждений культуры, кинематографии, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, детские оздоровительные учреждения, финансируемые за счет средств местного бюджета и органов местного самоуправления.

Бюджетная эффективность равна 1: сумма потерь, обусловленных предоставлением налоговых льгот 1 082,0,0 тыс. рублей. Результативность налогового расхода определяется его бюджетной эффективностью.

             Вывод:

налоговый расход оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района и способствует устранению встречных финансовых потоков средств местного бюджета в 2022 году признано целесообразным и эффективным.

            Остальная доля налоговых расходов муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района в 2022 году представлена льготами по земельному налогу социально незащищенным слоям населения. Предоставленная налоговая льгота по земельному налогу относится к социальным налоговым расходам.

Целью налогового расхода является социальная поддержка населения.

Применение налогового расхода способствуют снижению налогового бремени населения, повышению уровня и качества жизни граждан, снижению социального неравенства, что соответствует направлению социально-экономической политики муниципального образования.

Предоставление данного вида льгот носит заявительный характер. Востребованность налоговой льготы определяется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 2022г. составила:

 

Показатель

2021 г.

2022 г.

Численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы являющиеся членами многодетной семьи, признанной таковой в соответствии с Законом Тульской области от 04.12.2008 №1154-ЗТО"О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области", чел.

18

 

23

Численность инвалидов, имеющие третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют 1 и 2 группу инвалидности, чел.

52

71

Численность инвалидов с детства, чел.

4

3

Численность ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов - инвалидов боевых действий, чел.

21

13

Численность физических ли, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", чел.

11

11

Общая численность плательщиков, чел.

2 188

2 226

Востребованность, %

4,8

5,4

                       

            Налоговые льготы по земельному налогу, предоставленные в виде полного освобождения от уплаты налога отдельным категориям налогоплательщиков, относящимся к социально незащищенным группам населения, не носит экономического характера и не оказывает отрицательного влияния на показатели достижения целей социально-экономической политики района, его эффективность определяется социальной значимостью.

            Показатель эффективности принимает положительное значение и равен 1, следовательно, налоговый расход является эффективным.

            Вывод: налоговый расход носит социальный характер, направлен на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечает общественным интересам, способствует решению социальных задач экономической политики муниципального образования Юго-Восточное Суворовского района по повышению уровня и качества жизни отдельных категорий граждан, является востребованным, целесообразным, не оказывает отрицательного влияния на экономическое развитие района и имеет положительную бюджетную эффективность, его действие в 2022 году признано эффективным.

 

 

 

 

 

Глава администрации

муниципального образования

Юго-Восточное Суворовского района

 

 

                                         О.А. Грибкова


Возврат к списку